Застывшие узоры русского севера


Причудливый мир тобольской резьбы по кости


Это искусство имеет очень древние корни. Самые ранние из найденных предметов относятся к эпохе каменного века. Согреваясь у костра долгими зимними вечерами и слушая стоны северного ветра, древние косторезы создавали свои творения, которые по сей день поражают изяществом линий и красотой форм. Фигурки лосей, оленей и других животных, на которых охотились северные народы, являются образцами и для сегодняшних мастеров.


Многие изделия носили ритуальный характер. Это были амулеты, талисманы. Но были также и декоративные предметы, украшения и разнообразные орудия охоты.

Самые ранние произведения из резной кости, сделанные русскими мастерами, датируются приблизительно Х веком. В Поморье сформировались целые центры косторезного ремесла. А XVII-XVIII века стали этапным периодом развития данного вида прикладного искусства.


Синтез культур и зарождение промысла

Интересна история появления первых тобольских косторезных мастерских. В начале XVIII века, после Северной войны, в эти края были сосланы пленные шведские офицеры. Многие из них нашли себя в занятиях разнообразными ремёслами, и одним из них стала резьба по кости. Причём, для изготовления резных изделий применялся токарный станок. Наиболее распространённым изделием стали точёные табакерки, завоевавшие широкую популярность среди местной знати.

Так происходил своеобразный синтез культур – сочетание традиций русского севера и элементов зарубежного прикладного искусства. Новый виток подобного синтеза произошёл в 60-70-е годы XIX века, когда резьбой активно занимались сосланные поляки. Интересным направлением стало изготовление украшений в технике резной кости.


Во второй половине XIX столетия начинают активно открываться мастерские. Изготовленные их силами изделия регулярно поступали в Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Киев. В этот период и формируется промысел, в котором сочетаются разные традиции. Тобольская школа к этому времени окончательно обретает уникальность и самобытность.

В 20-е годы ХХ столетия в Тобольске создаётся артель «Коопэкспорт», задачей которой стала организация экспорта изделий.

Традиции и новаторство

Миниатюрные скульптуры составляют основу промысла – они являются своеобразной визитной карточкой тобольских косторезов. Тематика чаще всего связана с жизнью и бытом северных народов, нередко художники отталкиваются от фольклорных мотивов и сказочных сюжетов.


Как правило, скульптурные композиции представляют собой единый блок. Помимо передачи пластики фигур, большое внимание уделяется выявлению фактуры и других особенностей материала.

Этапным событием стал пересмотр и освоение новых видов материалов в 50 – 60-е годы. К этому периоду зуб кашалота и бивень мамонта становятся дефицитным и дорогостоящим сырьём, поэтому была разработана техника изготовления изделий из простой кости-цевки.


Но освоение новых материалов было связано также и с поиском новых художественных приёмов. Расширение жанрового многообразия, появление новых видов изделий требовали особых средств выразительности. Появляются скульптуры, при изготовлении которых использовалось сочетание кости и дерева. Мастера, среди которых Геннадий Кривошеин, Наталья Фофанова, Гавриил Хазов, Минсалим Тимергазеев активно занимались поиском новых художественных форм.

Помимо скульптуры, распространение получило изготовление разнообразных украшений. Тонкие резные узоры, изящество, изысканность форм делают изделия сравнимыми с лучшими образцами ювелирного искусства.

Слава и признание

Каждое изделие является уникальным и неповторимым. Всегда ощущается индивидуальность мастера, вложившего свои силы и вдохновение в создание нового произведения. Ассортимент сувенирной продукции, выпускаемой фабрикой в Тобольске, охватывает все виды изделий.


Ещё в 1957 году, на Брюссельской выставке, работы тобольских мастеров получили высокую оценку, наградой стала Большая золотая медаль. Лучшие образцы тобольской резной кости хранятся в российских и зарубежных музеях.

За время существования промысла было создано немало подлинных шедевров, и развитие традиций продолжается. Появляются новые произведения, соединяющие в себе белизну заснеженной северной земли и тепло человеческих рук. И многим приобщение к самобытному искусству тобольской резьбы по кости дарит мгновения встречи с истинно прекрасным.












Look at other articles at this section: