В наше просвещнное время принято составлять разнообразные рейтинги. Существуют они и для знаменитых оперных театров. По их результатам театр Венской государственной оперы (официальное название с 1918 года) входит в семёрку лучших действующих оперных театров Европы. В единой когорте величайших объектов, вместе с нею почётные места занимают самый старый и наибольший по своим размерам Королевский театр Сан Карло в Неаполе, популярнейший Ла-Скала в Милане, Королевская опера в Лондоне, единственная, где все спектакли исполняются на языке оригинального либретто. Кстати, российские театры, такие, как Большой в Москве и Мариинский театр (бывший им. Кирова) в Санкт-Петербурге, также принадлежат этой великолепной семерке.
Есть мнение, что побывать в Вене и не посетить Венскую оперу, означает ничего не увидеть. И это справедливо. Именно в этом здании состоялись премьеры постановок величайших музыкальных гениев. В их числе первый истинно национальный композитор, певец любви и страсти Моцарт, романтический Шуберт и утонченный Лист, неудержимый Бетховен и изысканный Брамс. Волшебные и чарующие ритмы вальсов Штрауса отправились в свое вечное мировое турне также со сцены этого театра.
Придворная опера Австрии существовала задолго до появления знаменитой Венской. Спектакли популярных тогда итальянских, французских и оперных трупп ставились на многих придворных площадках столицы ещё в середине 17 века, но они и не имели своего австрийского колорита. Лишь с приходом в оперное искусство в 1754 году великого придворного постановщика К. В. Глюка, начал формироваться своеобразный национальный оперный стиль. А вскоре появилась и своя сценическая площадка.
Архитектурный шарм и немного истории
Как и многие знаменитые теперь строения, возникавшие на улицах и площадях венценосных столиц Европы, новый великолепный дом Венской оперы своим появлением обязан высочайшему повелению австрийского кайзера Иосифа I. Желая поразить мир великолепием, архитектурным и музыкальным изыском, император доверяет строительство лучшим архитекторам того времени Эдуарду ван дер Нюллю и Августу Сикарду фон Сикардсбургу. Предпочтя неоклассицизм другим архитектурным стилям, авторы проекта дополнили здание отделкой из редких пород мрамора и украсили фасад чудесными скульптурными персонажами из Моцартовской «Волшебной флейты», исполненными руками Эрнста Хёнела. Неповторимой красотой отличается внутреннее убранство театра. Своё мастерство в его создание вложили многие признанные мастера, но особый шик внутренней отделки - это незабываемые фрески в главной ложе и в других частях амфитеатра здания, выполненные ярчайшим художником и декоратором - Морицем фон Швиндтом. Всё это позволяет в наше время считать архитектурный венский шедевр безупречным и необыкновенно привлекательным. С мая 1869 года обновлённая Венская придворная опера начала свой новый отсчет с постановкой оперы «Дон Жуан» любимца венцев Амадея Моцарта.
Однако современники открывшегося нового театра не смогли оценить по достоинству его великолепие. Виновато ли в этом неудачное место, выбранное под площадку для строительства и не позволившее зданию возвыситься над другими строениями или строгость архитектурного стиля на фоне предшествующего ему помпезного в своей роскоши барокко, неизвестно. Известно только то, что творцы своего уникального архитектурного произведения не дожили до окончания строительства из-за суровой критики и всеобщего неприятия. Один из них покончил собой, а сердце второго остановилось от инфаркта.
Вторая Мировая война не пощадила здание, хотя местные жители многое сделали для его защиты от массированной бомбардировки американской авиации. Потребовались многолетние усилия реставраторов, чтобы вернуть прежний сиятельный облик полуразрушенному зданию. Первым оперным представлением вновь открывшейся в 1955 году Венской государственной оперы стала постановка «Фиделио» почитаемого всеми Людвига ван Бетховена.
Участь самого оперного театра сложилась не столь печально. С момента открытия и до наших дней он величественно шествует из одной эпохи в другую, радуя современников и вдохновляя музыкантов всех жанров и направлений к новым свершениям. Наибольшего успеха достигла Венская опера с приходом к руководству в ней в 1897 году многостороннего и гениального Густава Малера. Будучи одновременно певцом, композитором и дирижером, он сумел придать своему детищу новый облик, безжалостно расправившись не только со старыми интерьерами, но и с устаревшими представлениями об амплуа театра. С тех пор сцена знаменитой Оперы подарила бессмертие многим музыкальным авторам, отдельным исполнителям и целым оркестрам. Талантам, принадлежавшим не только некогда Великой Австрийской империи, но и выходцам из многих других стран, с этих подмостков открылась блистательная дорога к славе.
Прекрасное настоящее
Сегодня театр продолжает лучшие традиции своих создателей. Оперные сезоны, открывающиеся в декабре, радуют своих почитателей лучшими произведениями не только оперной классики, но и современных авторов. Венская опера – отличается своим огромным репертуаром. За год в ней ставится не менее 60 оперных постановок и более 200 разнообразных спектаклей. Все они проходят с неизменным аншлагом. Вот почему места в зале, несмотря на высокую - до 200 евро в партере и заоблачную стоимость в ложе, необходимо заказывать за 2 месяца до начала представления. Правда, есть возможность за несколько евро купить одно из более 200 стоячих мест. За такими билетами надо приходить в репертуарный день спектакля, занимая место в очереди с раннего утра. Но есть в Вене традиционное мероприятие, для проведения которого избрана ночь. Это знаменитый февральский бал. Ставший любимым австрийцами Венский оперный бал является пиком бального сезона и собирает публику со всего света. В эту ночь с театром происходит необычайная трансформация. Исчезают кресла, выравнивается со сценой пол, покрытый особым паркетом, а все обновлённое пространство зала убирается миллионом живых цветов. После традиционной приветственной речи президента страны, юные пары открывают сказочное по красоте представление первым в своей жизни бальным полонезом. Весь мир наблюдает за этим чарующим праздником во время прямой трансляции или в записи - таково значение этого мероприятия. Стоимость входных билетов и расходы участников не останавливает поток желающих стать частью этой волшебной сказки. Так же, как и необходимость соблюдения строжайшего этикета. Дамы обязаны быть в блистательных платьях до пола, с обязательными вечерними аксессуарами. Кавалеры должны обрядиться в парадные фраки с белой бабочкой (черные - у официантов для отличия от гостей). Название бала стало нарицательным, и теперь во многих столицах Европы поводятся свои Венские Оперные балы, но при обязательном участии музыкантов из оркестра Венской оперы.
Если вы планируете поездку в столицу Австрии, то приобретение билетов на посещение всего репертуара Венского Государственного оперного театра в настоящее время не является проблемой. В любое время года можно заказать их в Интернете на специальном сайте театра напрямую. Но если повезёт, то можно получить заветный билет в кассах театра за час до начала представления, если только это не аншлаг знаменитости европейского или мирового уровня. А таких исполнителей театр знает не мало. А можно просто купить билет на обзорную экскурсию и совершить увлекательное путешествие по красивейшим залам и лестничным маршам.
Музыкальная Мекка и мировой культурный центр Венская опера всегда ждёт своих желанных гостей, чтобы каждый из них смог увезти с собой в душе на память частицу волшебной и вечной музыки.