Юдоль скорби, ставшая местом улыбок
У каждого в жизни случаются минуты, когда настроение на нуле, голубое небо кажется серым, и не покидает ощущение, что конца этому состоянию не будет.
Но если вы в невезучий день окажетесь в румынском селе Сэпынца, что находится неподалёку от города Сигету-Мармацией, то первое, что вам посоветуют сделать для поднятия настроения – это посетить… кладбище.
И в этом совете не будет ничего удивительного. Многим такое посещение действительно даёт заряд радости и оптимизма. Отправляясь на прогулку в подавленном состоянии духа, посетители этого места всего через несколько минут начинают улыбаться, а то и громко хохотать.
За этим необычным погостом закрепилось название «Весёлое кладбище». И здесь действительно всё пронизано весельем, что совсем не характерно для подобных мест. Но только не для этого кладбища, где сотни крестов украшены причудливой резьбой, задорными народными орнаментами и яркими картинами из жизни усопших. Дополняют этот калейдоскоп красок и картин весёлые эпитафии с шутками и прибаутками.
В рисунках обыгрываются самые разные сюжеты. Иногда это профессия покойного, иногда иллюстрация, какой смертью умер, а бывает, что и не совсем хорошие привычки обрисованы весьма красочно. Можно встретить даже весьма фривольные изображения и надписи. Любил покойный выпить, или же неверная жена здесь лежит – не всегда это остаётся тайной для посетителей.
Принцип, согласно которому о мёртвых можно говорить либо хорошо, либо ничего здесь нарушается достаточно часто. Но это отнюдь не ради зубоскальства – это назидание живым. Был пьяницей, умер во цвете лет – смотрите, чтобы и с вами такого не приключилось. Причём, иногда эпитафии написаны как бы от лица покойного
Яркие памятники весёлого мастера
Своё начало весёлый хоровод памятников берёт с 1935 года, когда на деревянном кресте была вырезана первая эпитафия. Сделано это было руками местного резчика по дереву Стана Иона Пэтраша. Сам он был очень весёлым человеком, хотя, казалось бы, жизнь дала ему для этого не слишком много оснований. Родился будущий резчик в бедной крестьянской семье, поэтому образование получить не смог. Этим, кстати, и объясняются грамматические ошибки, нет-нет, да попадающиеся в надписях на крестах.
Любопытным парадоксом было то, что местные жители прозвали его пьяницей, хотя он никогда таковым не был. Прозвище было связано как раз с его жизнерадостной натурой. «Пьяница идёт», - говорили, едва завидев весёлого резчика, его земляки.
Много весёлых надгробий создал Пэтраш, но и о том, что он сам смертен, мастер не забывал. В 1977 году он умер и был похоронен на кладбище, украшению которого посвятил свой жизнерадостный талант. Сейчас туристам показывают его могилу с эпитафией, которую он придумал себе сам: «За свою жизнь я ни разу никому не сделал зла».
Продолжателем его дела сейчас является Думитру Поп, который в своё время был учеником Пэтраша. Мастер, создающий надгробия, является одновременно и автором эпитафий. Как же удаётся создавать краткие, но ёмкие надписи, раскрывающие наиболее характерные черты характера и особенности земной жизни конкретного человека? Думитру Поп хорошо знает всех жителей родного села, для него не являются секретом занятия и образ жизни каждого из них. Вот почему, едва узнав о предстоящей работе, он сразу же начинает обдумывать лаконичные поэтические строки будущей эпитафии. А дар поэта неизменно позволяет придать им законченный вид.
Сочинить эпитафию можно за несколько часов, а вот чтобы вырезать её на деревянном памятнике – тут часто требуется около месяца трудоёмкой работы.
Сплав язычества и христианства
Кладбище расположено вокруг церкви XIX века, у самого входа в которую и находится могила Иона Пэтраша.
Хотя само кладбище имеет относительно недавнюю историю, корни такого оптимистичного отношения к уходу в иной мир уходят в глубину веков – в эпоху язычества. У народов, населявших эту территорию в дохристианскую эпоху, смерть воспринималась как переход к более полной жизни, чем земная. Поэтому обряды, проводимые в честь умерших, часто были наполнены не скорбью, а радостью. Своеобразным отголоском такого восприятия смерти и стало «Весёлое кладбище».
Сами похороны проводятся безо всякого веселья – все христианские обычаи здесь строго соблюдаются. Радость наступает потом – родные присутствуют на установлении яркого памятника, и это является своеобразным подкреплением для их уверенности в том, что близкий человек в раю.
Музей и театр, песни и танцы
По сути, такое жизнерадостное кладбище является настоящей художественной галереей под открытым небом. Многие из рисунков – настоящие шедевры наивного искусства. Кажется, что сценки на них – комичные или драматичные – нарисованы рукой ребёнка, наблюдающего светлым, незатуманеным взглядом окружающий мир. Угадываются в росписях и традиции народных лубочных рисунков. Присутствует много фольклорных мотивов – красочных узоров и причудливых орнаментов.
У яркого пейзажа есть немало сходства с живописными театральными декорациями. И в таком качестве это уникальное место тоже с успехом реализует себя. Здесь проводятся фестивали фольклора, звучат народные мелодии, льются звонкие песни, а среди памятников возникают круговороты затейливых хороводов.
Сейчас «Весёлое кладбище» является достопримечательностью, которую стремятся увидеть многие туристы, приезжающие в Румынию. Оно находится под охраной ЮНЕСКО как памятник культуры!
…Вечный круговорот жизни и смерти так же закономерен, как смена для и ночи, зимы и лета. Помнить об этом необходимо не для того, чтобы бояться, а для того, чтобы ответственнее относиться к своей жизни. Иногда стоит задать себе простой вопрос: а что о тебе скажут потом? Можно даже поиронизировать над собой – ведь очень хорошо задуматься о смысле жизни с улыбкой!