Предлагаю вам познакомиться с инструментарием Виртуальной Музыкальной Студии Reason 5 от разработчика Propellerheads. Это шведское музыкальное программное чудо обладает восемью замечательными программными музыкальными инструментами, о которых я хочу вам рассказать. И не важно, каков ваш уровень знания этой программы. Новичок ли вы, только начинающий постигать азы сиджейства, либо профессионал, зарабатывающий на производстве музыки в Reason деньги – одних я хочу познакомить с генераторами Reason 5, а других – убедить в том, что все они хороши, и что для создания интересной оды светлому будущему им нужно попробовать весь инструментарий Reason.
Для начала маленькое пояснение о том, что в данном тексте значит слово «генераторы». Это любые синтезаторы и самплеры. Ещё их называют «тон-генераторы». Их обобщающее название оправдывает их назначение: они генерируют характерные для них или загруженные в них звуки.
Итак, я приступаю к описанию.
Синтезатор Subtractor не зря стоит первым в списке генераторов Reason ещё с давних времён. Этот FM-синтезатор выдаёт тот самый синтезаторный звук, известный нам по записям так называемой «дискотеки восьмидесятых»! Вы можете попробовать реанимировать звучание музыки синтпоп тех лет на этом генераторе. 2 параллельных осциллятора базовых тонов, осциллятор шума, 2 фильтра, огибающие для амплитуды, фильтра и модуляций, множество мелких тумблеров и регуляторов для точной настройки звука. Большая коллекция тонов от синтезаторов прошлого. Огромная библиотека заготовок в фабричном банке.
Синтезатор Thor: это чудище – нечто особое. 3 параллельных осциллятора, 3 фильтра, 4 огибающих для модуляций, фильтра, амплитуды, и глобальная огибающая. Встроенные эффекты: эхо, хор, секвенцер. И, конечно же, матрица. Штука серьёзная и многообещающая, появилась, кажется, с 4 версии.
Синтезатор mastrёm – это настоящая алхимическая лаборатория. Производство философских камней не гарантирую, но можно попробовать. Синтезатор основан на гранулированном синтезе – это когда в синтезатор загружаются реальные семплы и звуки других синтезаторов, и с помощью особых алгоритмов и настроек звук либо зацикливается, либо полностью меняется, превращаясь в фантастические звуки из кинофильмов. Не всегда нужно, но интересно использовать. Я лично использую его для имитации человеческого пения, звуков гитар, задников, атмосферных звуков. 2 параллельных осциллятора с богатым количеством семплов (и индивидуальными огибающими амплитуды), 2 параллельных фильтра, дисторшн, 2 генератора низкой частоты (LFO). Ну, и множество каких-то мелких настроек, как и в Subtractor. Мальстрёмьте на здоровье!
Ну, а теперь расскажу вам о семплерах Reason 5. Все семплеры, кроме Dr.OctoRex, поддерживают загрузку звуков в форматах WAVE и AIFF.
Nn-19 – удобный самплер для работы с одним семплом. Загружать в него сеты из семплов (например, звуки барабанной стойки) не советую – намучаетесь с расположением и настройкой зон. Удобен для разделения барабанных звуков на дорожки в секвенцоре (как в FLstudio sampler). Также удобен для звуков голосов: можно записать свой голос, ровно исполняющий какую-то одну ноту, а потом играться с ним в качестве бессловесного вокала (капеллы). Заготовки и семплы, входящие в фабричный банк, звучат прилично, хотя есть и мусор.
NN-XT – целый микрокомпьютер с монохромным экраном! Привет, 80-е… Где-то на ютюбе я видел такой самплер: для него нужны здоровенные дискеты, размером с книгу среднего размера. Но в данном инструменте можно использовать файлы с вашей флешки любого объёма. Серьёзный самплер для серьёзных звукоинженеров. Немного не удобны маленькие ручки настройки расположения семплов, но зато можно настроить все параметры в развёртываемом окне дополнительных настроек для каждого семпла (и даже группы семплов!) индивидуально. Например, направить одну группу семплов на левый, а другую – на правый канал (и прочие каналы, их у NN-XT всего 16). Две огибающие для амплитуды и модуляций, 2 LFO, настройка количества голосов на отдельные семплы, и автономное стерео панорамирование в качестве вишенки на торт.
DR OctoRex – обновленный Dr.Rex, проигрыватель лупов (закальцованные звуковые образцы) в специально созданном Propellerheads для него формате REX. Похож на Fruity Slicer, но для Reason. Позволяет крутить лупы в форматах REX или играть фрагментами «нарезок» из этих лупов. Очень интересно заниматься игрой нарезками Лупов, например, переиначить партию оригинального лупа барабанов. Мелкие настройки позволяют сделать звук интересным, а 8 кнопок с не зависимой загрузкой Лупов позволяют сэкономить место в секвенцоре. А управлять лупами из этой восьмёрки можно через секвенцор, добавив в дорожку «доктора» под дорожку Паттерн Селект и, нарисовав на этой под дорожке звуковое событие карандашом из панели инструментов, вызвать из него меню со всеми загруженными лупами. В остальном, всё так же, как и в предыдущих инструментах Reason: 1 фильтр, 2 огибающие для амплитуды и фильтра, 1 Генаратор Низкой частоты.
Redrum – барабанная машинка из прежних версий Reason. Позволяет загрузить до 10 звуков каких угодно семплов. Или… подключить к задним гнёздам управляющего напряжения 10 каких хочется синтезаторов со звуками перкуссии. В общем, как хотите. Большинство параметров настройки свойств звука одинаково для всех, но есть дорожки с особыми настройками. Ну, и встроенный секвенцер с системой паттернов и полным функционалом для внесения изменений в секвенции, конечно же.
Kong – младший братец Redrum’а. Вместо маленьких кнопочек над каждым каналом здоровенные 16 кнопок во всю высоту устройства, как на обычном контроллере барабанов. Индивидуальная настройка параметров семпла для каждой кнопки. И странная система назначения кнопок на кнопки, я бы так её описал. Ну, и всё. Ах да: ещё громоздкий регулятор громкости.
На этом моё описание генераторов в Reason 5 закончено. Надеюсь, что вы заинтересованы в возможностях и звучании этих инструментов, и собираетесь создать с ними что-нибудь этакое. Надеюсь, что скоро вы сможете прочесть вторую часть моего повествования об инструментах Reason, в которой я расскажу вам об эффектах Reason 5.