История создания музыкального синтезатора


В середине двадцатого века новейшие достижения в области вычислительной и электронной техники способствовали созданию нотно-читающих устройств, которые программировались при помощи перфолент и перфокарт. Наиболее удачным инструментом этого типа стал синтезатор, его установили в 1959 году в Нью-Йорке в музыкальном центре Коламбия –Принстон.


Созданию Центра электронной музыки способствовал американец русского происхождения, композитор В. Усачевский. Несмотря на свое название, инструмент в современном понятии не являлся синтезатором. Он был предназначен не для публичных исполнений музыкальных произведений, а для работы композиторов в студиях.

Так чем же отличается электромузыкальный инструмент от синтезатора? Электромузыкальные инструменты имитируют звуки скрипки, органа, гитары, саксофона и др. Синтезатор же рождает искусственные звуки, которые нельзя произвести с помощью обычных инструментов. В синтезаторе складываются вместе простые электрические колебания, причем в большом количестве. В результате получается сигнал достаточно сложной формы. Также он может генерировать исходящие колебания широкого спектра и «вырезать» из него с помощью фильтров все «ненужные» частоты. И в том и в другом случае синтезированные сигналы дают красивые, интересные, насыщенные обертонами и оттенками звуки любой громкости.

В советское время еще в 1938 году идея создания электрического синтезатора принадлежала Е.А. Мурзину.



Но в то время его не поддержали. Только в 1959 году он представил свой, изготовленный на фотоумножителях, электронный синтезатор в Москве в музее Скрябина. Композитор в прямом смысле вырисовывал на стекле мотивы в виде кривых, которые повторяли звуковые колебания. «Считывая» эти кривые, фотоумножитель преобразовывал их в электрический ток, а он в свою очередь, попадая в динамики, превращался в звуки. Синтезатор был признан и высоко оценен. Название ему дали в честь А.Н. Скрябина - АНС. Скрябин был глубоко убежден в неразрывной связи между звуком и цветом, им даже была написана светомузыкальная симфоническая поэма «Прометей».

В шестидесятых годах в Москве открывается Экспериментальная студия электронной музыки. В нем синтезатор АНС начинают использовать, работая над своими музыкальными произведениями, такие композиторы как: Губайдулина, Шнитке, Артемьев. В 1968 году Московская экспериментальная студия электронной музыки совместно с фирмой «Мелодия» выпускают пластинку «Космос». На пластинке записана совершенно новая для тех времен музыка с участием этого уникального синтезатора. В дальнейшем на совершенствование и развитие электронных музыкальных инструментов повлияло изобретение транзистора. Синтезаторы приобрели удобные для исполнителя размеры. Они содержали в себе тысячи радиодеталей. Их стали конструировать из отдельных блоков. Теперь, используя стандартные элементы, начали изготавливать инструменты, которые обладали различными характеристиками, т.е. появились новые модели.

В 1962 году в Италии инженером Паоло Кетофффом был изобретен синтезатор под названием «Синкет». Он был специально разработана для «живой» электронной музыки. Инструмент имел три клавиатуры, каждая управляла определенными тонами. В 1964 году появились синтезаторы американцев Роберта Моуга и Дональда Бучлы. Их различие состояло в способах извлечения звука. В синтезаторе Бучлы подвижные клавиши были заменены датчиками, которые срабатывали от прикосновения. А у Моуга синтезатор был оснащен обычной фортепьянной клавиатурой, подходящей для обычной традиционной игры.


Развитие микроэлектроники и появление интегральных схем сильно повлияло на развитие музыкально-электронных инструментов. Звучанием стали управлять при помощи методов цифрового управления, да и сам звук преобразился в цифровой вид. До восьмидесятых годов в основном создавались аналоговые синтезаторы. В них электрические колебания по своей форме походили на звуковые волны акустических инструментов. Синтезаторы цифровые, а также цифровые музыкальные системы генерировали серии чисел. Эти числа преобразовывались в электрические колебания и поступали в динамики. В конце восьмидесятых годов компьютерная техника объединилась с технологией цифровой записи звука и цифрового синтеза в одну целую систему. Музыкальные инструменты, изготовленные по этому принципу получили новое название – цифровые музыкальные рабочие станции.



Look at other articles at this section: