Фламенко достаточно увидеть и услышать однажды, чтобы навсегда влюбиться в него. Мне кажется, так думают многие.
Впервые нам довелось побывать на вечере фламенко в Салоу (Каталония). Villa Alexander – таблао, созданный по образу бывших кафе кантанте. Это ресторан или небольшой театр, вокруг сцены столы, где перед представлением зрители ужинают, а потом всецело погружаются в мир фламенко. Пошли мы просто так, чтобы заполнить последний вечер перед отлетом домой, а ушли покорённые, впечатлённые, в полном восторге. Эмоции трудно передать словами, а описать увиденное невозможно, это можно доверить только собственным глазам и ушам.
Живая музыка, виртуозная игра гитаристов, завораживающее выразительное пение и, конечно, танец - красивый, яркий, зажигательный. И в этом триединстве магия фламенко, происходящая у вас на глазах. У каждого исполнителя своя харизма, своя энергетика, которой он делится со зрителями. Накал страстей и нервы, натянутые как струны, заставляют забыть обо всем, кажется, что даже дышать перестаёшь.
А многие ли из россиян видели экзотичное для нас фламенко хоть однажды? Вероятно, немногие и знают о нём.
Предыстория
Зарождение стиля фламенко относится к мавританской культуре, хотя корни этого искусства уходят в Индию, где ещё 1000 лет назад жили его прародители. Но истинными его носителями принято считать цыган. В XV веке, найдя прибежище в Андалусии, они из смеси испанских, еврейских и мавританских музыкальных традиций создали своё искусство, долгое время остававшееся «закрытым». С конца XVIII века фламенко обосновалось на постоялых дворах, в тавернах и кафе, именуемых кантанте. А популярность живой музыки, как голоса души, и выразительного танца возросли настолько, что эта пора вошла в историю как «золотой век фламенко».
С упадком кантанте в конце XIX века пришло время кантаоров – певцов, чьим ремеслом стало профессиональное пение фламенко на торжествах. Здоровое соперничество между исполнителями способствовало появлению новых стилей и форм внутри жанра.
В начале XX века выступления фламенко стали напоминать целые спектакли. Правда, зрелищность не лучшим образом отразилась на традициях и художественном уровне. Лишь благодаря тем немногим, для кого чистота стиля оставалась незыблема, искусство в чистом виде сохранилось до наших дней.
Первый фестиваль канте хондо, без профессионалов, состоявшийся в 1922 году, подарил миру новые имена и возродил интерес к жанру. После Гранады о фламенко заговорили как о народном искусстве. Инициативу энтузиастов подхватили другие города Испании. В наше время фестивали ежегодно собирают десятки тысяч поклонников фламенко в разных городах по всей стране. Самым же авторитетным считают севильский «Bienal de Flamenco», проходящий с 1980 дважды в год. Хотя ферии (ярмарки) у испанцев в любом городке по всему региону, ведь отдых – не работа.
Любовь к фламенко давно перешагнула границы Андалусии и Испании. Фестивали Фламенко с участием мировых звезд проводят и в Альбукерке, и в Лондоне (с 2004 г.) и в Москве (с 2011 г.).
Фламенко (исп. flamenco) – это уникальный испанский стиль, сплетенный из музыки (пение, аккомпанемент) и танца, традиционного для Андалусии. И что главенствует в этом слиянии, сказать сложно. Наверное, это триединство составляющих.
Пение (канте) – некий эмоциональный монолог или диалог со слушателем, стержень всего фламенко, который певец (кантаор) выражает голосом. Его своеобразность заключается в повторении одной ноты или певческих вариациях, к ней тяготеющих, к скольжению междуклавишных звуков (в звукоряде фортепиано).
И обучиться всем премудростям пения фламенко совсем непросто, знание переходит только от мастера к ученику. Голос кантаора не должен быть красивым и правильно поставленным в обычном его понимании. Для ценителей фламенко не это важно. Вся «фишка» в выразительности – дикой, надрывно хрипловатой, бездыханной, грубоватой и рвущей душу. Только с «дуэнде» можно уподобиться древней плакальщице с опалённым от касальи горлом.
Без танца (байле) не было бы фламенко. Это крик души, потребность выплеснуть наболевшее. Танец – это, пожалуй, суть фламенко, а его характерная особенность в отбивании каблуками ритмического рисунка (сапатеадо). Правда, долгое время считалось, что технически сложные танцы подвластны только мужчинам. Танцор (байлаор) во фламенко – настоящий мачо, выражающий эмоции жгучим взглядом и дерзким перестуком каблуков, танцующий для собственного удовольствия, которому нет дела ни до кого. Женщина-танцовщица (байлаора) могла выражать чувства лишь движением плеч и запястий, прищелкивать пальцами (питос) и отбивать ритм ладонями (пальмас). Полноправными участницами в танце с барабанной дробью каблуков и гипнотическим движением рук грациозные испанки стали позже, хотя изначально, до середины XIX века, цыганки танцевали фламенко, и при том босиком.
Неотъемлемые элементы образов танцовщики тоже унаследовали от цыган. Костюм байлаора – это темные брюки, светлая (хотя и необязательно) рубашка с просторными рукавами, подпоясанная широким поясом или завязанная узлом на талии. Жилетка-болеро (chaleco) – обычный элемент одежды мужчины.
Для байлаоры – bata de cola – длинное разноцветное платье, обтягивающее стройный гибкий стан, чаще всего в горошек, с воланами. Это традиционное женское одеяние, типичное для фламенко. Иногда оборчатый подол платья становится частью танца. Для исполнения мужского танца байлаора облачается в мужской наряд.
Кстати, в Андалусии дамы не жалеют денег на платья для танцев, хотя надевают их на апрельские ярмарки (ферии) и по праздникам, когда фламенко выходит в народ. Чаще там танцуют севильяну – народный парный танец с определенным рисунком (важно не путать его с фламенко!). И умудряются сменить не один десяток за жизнь, а 1-ое танцевальное платье своим дочерям могут купить уже в годовалом возрасте. Что это – дань традициям или загадка испанской души?
Классика жанра фламенко требует использования в танце непременных атрибутов – веера, цветка в волосах и шали с длинными кистями (мантон), которая то ниспадает с плеч танцовщицы, то подчеркивает её силуэт, то становится подобной крыльям птицы.
Кастаньеты, родиной которых считают Древний Египет – ещё один из атрибутов танца, но некоторые полагают, что кастаньеты мешают игре рук. Как бы то ни было, но постигнуть эту науку дано не всем.
Музыкальное сопровождение (токе) для песен и танцев фламенко – это не только аккомпанемент, это вдохновение, создающее особую атмосферу представления. И творит это волшебство гитара, способная в руках гитариста (токаора) петь и плакать, говорить и кричать.
В XIII столетии гитара стала любимым инструментом в Андалусии, но лишь в веке XIX произошло её творческое слияние с кантаором. К примеру, Пако де Лусия – наш современник и величайший гитарист (легендарная личность, ставшая теперь историей), начинал свой путь как аккомпаниатор фламенко. Со временем стал выступать соло.
Что самое удивительное, многие из токаоров создают поразительные импровизации благодаря своему врождённому феномену – уникальной музыкальности, при этом, вообще не зная нот. Игра на гитаре может сопровождаться перкуссией (хлопки в ладоши, отбивание ритма на кахоне), иногда кастаньеты добавляют интригу в сопровождение.
Если же говорить не об определении искусства фламенко как такового, а о его характере – это, скорее, буря чувств, всплеск эмоций, крик души. В нём есть все – жар и пламя, страсть и отчаяние, месть и прощенье, солнце и буря. Но суть всего в «дуэнде» – в мистическом духе, без которого фламенко невозможно. «Дуэнде» переводится по-разному – шарм, очарование, магия, чувство, огонь, демон, душа, волшебство. Это сила необъяснима и неповторима. Именно «дуэнде» превращает мастера в гения.
О стилях и особенностях жанра
Изучая это направление, кто-то ратует за сохранение чистоты канонов фламенко, другие считают, что он должен развиваться подобно живому организму, обретая новые формы и звучание. Хотя точно записать мелодию вряд ли возможно, ведь фламенко – это импровизация в чистом виде, сложная ритмически и технически.
В конце прошлого столетия в мелодику фламенко «просочились» джаз и кубинские напевы, а в танец балетные элементы, внеся в него свежую струю. На сегодняшний день стилей с разным ритмическим рисунком уже более 50, современные хореографы продолжают творить, а исследователи в этой области спорить об истоках фламенко, характерных чертах и влиянии.
К слову сказать, фламенко, впитавшее в себя душу Испании, гордость, страсть и темперамент её жителей, со слов Габриеля Гарсиа Маркеса, самое великолепное достижение народа Испании. И Комитет ЮНЕСКО отметил своеобразное искусство фламенко, присудив ему 16.11.2010 года статус объекта Всемирного наследия.
Следующая «встреча» с фламенко состоялась в Новосибирске. Andalucia – театр фламенко, много гастролирующий по миру, бывает и в России. Артисты приехали из солнечной Испании к нам в холодную, заснеженную Сибирь с «Испанской балладой» – новой программой, зрелищем ярким, феерическим, завораживающим. Это был настоящий праздник для любителей фламенко.
Трудно сказать, что больше захватило – страстное пение, темпераментные танцы под перестук каблуков и звук кастаньет или выразительный, волшебный гитарный перебор, инструмент пел в руках музыканта. Все-все-все!!! Голос, рвущий душу, необыкновенное чувство ритма, слаженность движений, ошеломляющая грация и пластика исполнителей, их высочайший профессионализм. Каждый артист уникален, и выкладываются они стопроцентно, отдавая частичку себя зрителям.
Вдобавок импровизация – это всегда интрига, а концерты вживую всегда непредсказуемы и тем притягательнее. Фламенко – это страсть и красота в чистом виде, вероятно, в этом и кроется секрет успеха жанра.
Буря оваций не смолкала несколько минут, зрители аплодировали, стоя. БРАВО!!! Это полный восторг! Зал рукоплескал артистам с признанием и благодарностью за их уникальное искусство. Такого и не припомню, ни один концерт или спектакль, где приходилось бывать, не заканчивался таким всеобщим восторгом. Таланты никогда не останутся без внимания. А для зрителей нет большей радости, чем видеть, слышать и получать удовольствие от фламенко!