Яков Владимирович Вейнберг учился в Московской консерватории в 1899 — 1903 годах по фортепиано у К. Н. Игумнова; специальные курсы контрапункта, фуги и формы он прошёл в классе Сергея Ивановича. Занятия с Танеевым имели особенно большое значение для молодого музыканта. «Могу определённо сказать, что всем, что удалось получить от консерватории, я целиком обязан С. И. Танееву. Этот исключительный человек имел решающее влияние не только на мою музыкальную культуру, но и на весь мой духовный облик» (ГЦММК, ф. 208, №16), — писал в своей биографии Вейнберг. Плодовитый композитор, концертирующий пианист, Вейнберг большое внимание уделял фортепианной педагогике. По словам Танеева, он принадлежал к числу «немногих педагогов, которые, не ограничиваясь даванием уроков, занимаются также теоретической разработкой вопросов фортепианной техники» (ГДМЧ, В11, № 2270). Написанное Вейнбергом руководство «Энциклопедия фортепианной техники» Танеев считал весьма ценным (Рукопись «Энциклопедии» хранится в ГЦММК, ф. 208, № 43-44).
Эпиграфом к двухтомной «Энциклопедии» послужили слова Танеева, которому посвящён описываемый труд: «Виртуозность достигается небольшим количеством упражнений, ежедневно повторяемых». Такого высказывания Танеева не нашлось ни в опубликованных, ни в архивных материалах. Возможно, что приведённая мысль устно высказывалась Сергеем Ивановичем Вейнбергу; во всяком случае, она согласуется с практикой самого Танеева.
В своём труде Вейнберг стремится достичь нескольких качеств: разнообразия содержания (варианты звукового материала и способы исполнения, раскрывающие возможности инструмента); простоты материала (дающей возможность ежедневной перемены лада и тональности, создания секвенций, вариантов фигурации и т. п.); целесообразности распределения материала (продуманное возрастание трудностей). От других известных пособий сходного типа «Энциклопедия» Вайнберга отличается очень богато представленной ритмической вариантностью. Впрочем, можно отметить некоторую повторяемость в музыкальных образцах.
В отличие, например, от известных «Упражнений» Брамса, написанных в связи с реально сложившейся в литературе фактурой, здесь огромное число вариантов больше обобщаются, чем перечисляются; технические задания Вейнберга существуют в некотором отрыве от фортепианной фактуры, какой она представала в музыкальной литературе тех лет. Но в пределах поставленных задач работа выполнена серьёзно и последовательно. К тому же автор снабдил нотный материал обильными словесными пояснениями из области теории музыки, чем также, вероятно, заслужил одобрение своего учителя. С именем Танеева связана и другая, опубликованная, работа Вейнберга: «Гаммы, трезвучия и септаккорды всех ступеней мажора и минора с обращениями».
Практическое применение исследования «Принципы классификации в фортепианной технике» (изд. Ю. Г. Циммерман, 1912). В приложении автор помещает аккордовые упражнения, построенные по принципу Танеева (Этот принцип изложен также в воспоминаниях другого ученика Танеева – С. В. Евсеева (Евсеев С. В. воспоминания о С. И. Танееве. ГЦММК, ф. 178, № 1526, л. 4-а). См. также: Хентова С. «С. И. Танеев — пианист». — В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2. М., 1958. О труде Вейнберга, не упоминающемся в трудах по истории и теории пианизма, вопрос изложен более подробно и систематично). На первой странице издания помещено своеобразное посвящение: «С. И. Танееву. Глубокочтимый Сергей Иванович! Не могу не выразить Вам живейшего чувства признательности как за проявленное Вами внимание и интерес к моей работе, так и особенно за Ваше активное творческое участие в ней, выразившееся в создании принципа классификации аккордовых последований путём заполнения интервала кварты в трезвучии — принципа, являющегося существенным дополнением настоящего труда. Ещё раз, дорогой учитель, сердечно благодарю Вас душевно преданный автор». Об интересе Танеева к этой работе свидетельствует факт, что он выступил 14 января 1913 года в обществе «Музыкально-теоретическая библиотека» в прениях по докладу Вейнберга на тему о принципах классификации фортепианной техники. Текст выступления неизвестен.
Интересной особенностью этой работы является связь технических упражнений с закономерностями языка современной музыки. Вейнберг подчёркивает необходимость координации проблем развития виртуозности с развитием «музыкального интеллекта и слуха».
Автору представляется анахронизмом ограниченность существующих фортепианных упражнений. Он критически относится к тому, что, например, в области трезвучий обычно даются лишь мажорные и минорные, в области септаккордов — лишь доминантсептаккорды и уменьшенный, что игнорируются побочные септаккорды. «Каждому внимательному наблюдателю достижений музыки за последнее 50-летие, — отмечает он во введении, — ясно коренное изменение трактовки этих созвучий: творчество нашего времени почти уравняло их в правах с излюбленными доминант — и уменьшенными аккордами» (с. 4) Объясняя построение работы, Вейнберг говорит о необходимости подготовки исполнителя к игре гамм, трезвучий и септаккордов от всех ступеней тональности.
На основе развития танеевского принципа заполнения интервалов в трезвучии Вейнберг создал «таблицу 100 аккордовых последований». По этой таблице можно исполнять «большие» (на две и более октав) арпеджио, что даёт много интересных пассажей: эти упражнения способствовали растяжению пальцев и одновременно обогащали гармонический слух пианиста.
Методические труды А. Н. Буховцева и Я. В. Вейнберга, в которых Танеев принимал то или иное участие, отмечены сочетанием чисто пианистических проблем и задач, а также общемузыкальных, технических и теоретико-аналитических.
В различных материалах Сергея Ивановича имеются разрозненные замечания, позволяющие в известной мере судить о его взглядах по тем или иным частным проблемам пианизма. Важным источником такого рода являются суждения Танеева об игре различных музыкантов, разбросанные в опубликованных материалах и прежде всего в его дневниках.
Продолжение: Сергей Иванович Танеев. Глава II. Танеев — преподаватель Консерватории (1878-1905). Часть V. Влияние Рубинштейна