Сергей Иванович Танеев. Глава I. Танеев — пианист. Часть VIII. Репертуар. Значение исполнительского искусства Танеева


Работа над произведение представляла у Танеева процесс большой психологической сложности со взаимодействием очень многих факторов, конечно же, не следует ограничиваться только указанными здесь моментами.

Сольный репертуар пианиста был не очень велик, в ниже приведённый список включены произведения которые он также разучивал в классе у Н. Г. Рубинштейна.

Сочинения для фортепиано соло и фортепиано с оркестром

Аренский: Ноктюрн, Интермеццо, Романс, basso ostinato op.5; Прелюдия d-moll op.36, №1, Этюд op.36, №13, «лесной ручей» op.36, № 15. Бах: Фуги d-moll, c-moll, Cis-dur из «Хорошо темперированного клавира»; токката a-moll. Бетховен: концерт для фортепиано с орк. № 4 G-dur; концерт для ф-п с орк. № 5, Es-dur; Фантазия для ф-п., хора и орк. оp.80; Соната quasi una fantasia, cis-moll op.27, № 2; Соната d-moll op.31, № 2; Соната Es-dur op.31, № 3; Соната-аппассионата f-moll, op.57; соната A-dur op.101; СонатаAs-dur op.110. Брамс: концерт для ф-п с орк. D-moll № 1 op.15. Гендель: Вариации Es-dur. Краузе: сонатина D-dur. Лист: Венгерская рапсодия № 9; Венгерская рапсодия № 12. Ладов:пьесы. Мендельсон: Песни без слов — As-dur № 18; G-dur №25; «Песня гондольера» fis-moll, № 12. Моцарт: Концерт для ф-п. с орк. C-dur, соната a-moll; Фантазия c-moll; Вариации C-dur; Вариации на тему «Ah, vous dirais je, maman!»; Жига C-dur; Menuett — favori D-dur. Направник: Фантазия на русские мотивы для ф-п. с орк. op.39; Ноктюрн. Рубинштейн: концерт для ф-п. с орк c-moll op.25 № 1. Чайковский: концерт для ф-п. с орк. b-moll op.23 № 1; концерт для ф-п. с орк. G-dur № 2 op.44; концерт для ф-п. с орк. Es-dur op.75 № 3; Андантеи финал для ф-п. с орк. Es-dur op.79; концертная фантазия для ф-п. с орк. G-dur op.56; Большая соната g-dur op.37 ; 12 пьес средней трудности op.40; ноктюрн F-dur op.10 № 1. Шопен: Соната h-moll op.58; фантазия f-moll op.49; баллада f-moll op.52; полонез fis-moll op.44; экспромт Fis-dur op.36; ноктюрны Es-dur, Fis-dur; Тарантелла As-dur op.43; 3 мазурки; прелюд Des-dur. Шуман: концерт для ф-п. с орк. a-moll op.34; Соната g-moll op.22; фантазия C-dur op.17; Давидсбюндлеры op. 6; Токката op. 7; «Ночные сцены» op.23.

Транскрипции, парафразы

Бах — Лист: органная прелюдия и фуга a-moll; органная прелюдия и фуга C-dur. Берлиоз — Лист: Ракоци — марш. Вагнер — Брассен: «Заклинание огня»; Любовная песня Зигмунда, «Валгалла» из «Кольца нибелунга». Вебер — Лист: Увертюра из оперы «Фрейшютц». Вебер — Тальберг: Фантазия на темы из оперы «Оберон». Верди — Лист: Концертная парафраза на темы из оперы «Риголетто». Шуберт — Лист: «Маргарита за прялкой», «Ты мой покой», «Весенние упования», Вальс. Шуберт — Таузиг: Военный марш.

Сочинения для двух фортепиано

Аренский: Сюита № 1 «Силуэты» op.15, Сюита № 2 op.23. Бетховен — Лист: Скерцо из девятой симфонии. Моцарт: концерт Es-dur. Рудорф: Вариации. Сен-Санс: Вариации на тему Бетховена. Шуман: Вариации B-dur.

Когда музыкант соединяет в себе талант композитора с талантом исполнителя, это обычно влечёт его к сочинению в области наиболее близкой ему как виртуозу. В этом отношении Танеев Составляет едва ли не редчайшее исключение. Им написано одно действительно выдающееся фортепианное произведение — Прелюдия и фуга op. 29 из всего музыкального наследия. Прелюдия F-dur, юношеское скерцо es-moll (1873-1974), как и опубликованная впервые в 1957 году партитура концерта Es-dur (две части, 1876), большого художественного значения не представляют.

В 1953 году Музгиз выпустил том фортепианных сочинений Танеева (подготовленный и отредактированный П. А. Ламмом и завершённый В. Я. Шебалиным). Помимо опубликованных ещё при жизни композитора, в названном томе впервые представлена группа произведений 1873-1880 годов, среди них: пять скерцо (es-moll, f-dur, C-dur, g-moll. D-moll), Тема с вариациями (последняя вариация закончена В. Я. Шебалиным), концерт Es-dur для ф-п. с орк (не окончен, переложение для фортепиано в 4 руки автора, партитура издана под ред. П. А. лама Музгизом в 1957 г.), а также произведения, написанные в качестве приложений к рукописному журналу «Захолустье»: Кадриль a-dur, марш d-moll, Элегия «Отдохновение». «schlummerlied» («Колыбельная»). Andantino semplice относится, по-видимому, к позднейшему времени.

Также композитором были начаты, но по разным причинам не завершены несколько фортепианных сочинений. Так, до создания концерта Танеев, ещё ученик консерватории, задумал написать фортепианную сонату Es-dur. В дневниках за 1898 и 1901 годы упоминается о замысле фортепианного концерта G-dur. К тому же времени (1899-1900) относится проекты сонаты fis-moll, эскизы экспозиции первой части которой сохранились в архиве композитора. В 1894-1895 годах Танеев пишет три фортепианные прелюдии (посвященные А. И. Зилоти), из которых одна (F-dur), опубликованная, уже упоминалась, местонахождение других не установлено, хотя Зилоти исполнял их в собственных концертах. В 1913 году Танеев проектировал сочинение концерта d-moll и в то же примерно время — сонаты F-dur, Баллады и Марша, работа над которым ограничилась эскизными набросками — гармонического или конструктивного плана. О других ф-п. сочинениях сохранились лишь разрозненные упоминания.

Танеева с полным правом можно назвать продолжателем классических традиций русского исполнительского искусства.

Сергей Иванович утвердил принципы исполнительского творчества, ставшие образцом для последующих поколений исполнителей. Он совершенно интерпретировал сочинения Баха, Моцарта, Бетховена.

Наряду с Н. Рубинштейном, он первым оценил значение фортепианной музыки Чайковского и создал стиль исполнения этой музыки. В основном на музыке Чайковского как раз и сложилось его темпераментное исполнительское мышление. Танеевское исполнение по своему характеру было направлено как против субъективизма, стихийной эмоциональности в игре, так и против объективистского подхода к музыкально-исполнительскому творчеству — двух «зол», захлестнувших концертную эстраду с конца XIX века.

Вполне естественно было то, что деятельность Танеева привлекла к себе всех, кому был дорог реализм в искусстве. Нельзя согласиться с теми его современниками, которые преуменьшали значение Танеева — идейного руководителя русских музыкантов своей эпохи (Такой позиции в определённой степени придерживался, например, даже Б. Яворский, писавший что Танеев не имел организованной воли, чтобы сплотить своих современников (см. цит. Воспоминания). А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Игумнов, Л. Николаев, А. Гольденвейзер, С. Ляпунов, Н. Метнер, В. Буюкли, Ю. Иссерлис и другие не только проходившие у Танеева теоретические дисциплины, они были учениками, последователями, продолжателями дела Танеева. Он был для них учителем в самом широком и высоком смысле этого слова.

Сергей Иванович Танеев оказал значительное влияние на характер игры молодых пианистов того времени. Немало пианистов пользовались его детальными исполнительскими советами. Так, Гольденвейзер, прошёл с Танеевым концерт Аренского и вариации F-dur Чайковского. Рахманинов репетировал с ним концерты Чайковского. В доме Сергея Ивановича постоянно исполнялись новые сочинения Рахманинова, Скрябина.

«Если Танеев бывал в концерте, — вспоминает А. Гольденвейзер, — то, заходя в артистическую, он тут же делал исполнителям те или другие замечания или указания, всегда очень меткие и ценные» (А. Гольденвейзер. Из моих воспоминаний. «С. И. Танеев. Материалы и документы», т. 1, Переписка и воспоминания. Изд. Акад. Наук СССР, М., 1952, стр. 312). При всём индивидуальном различии учеников Танеева нечто общее объединяет их на всём творческом пути.

Осознание высокой ответственности исполнителя перед слушателями, требовательность к себе и неустанное совершенствование мастерства, строгий отбор репертуара, разносторонняя культура, интерес и пытливость ко всем явлениям жизни — черты исполнительского облика Рахманинова, Скрябина, Игумнова, Николаева и многих других младших современников Танеева.

Исполнительское искусство Танеева во многом определило пути развития русского пианизма в XX столетии.

Продолжение: Сергей Иванович Танеев. Глава II. Танеев — преподаватель Консерватории (1878-1905). Часть I. Педагог в Консерватории. Московская пианистическая школа



Look at other articles at this section: