Сергей Иванович Танеев. Глава II. Танеев — преподаватель Консерватории (1878-1905). Часть II. Репертуар учеников Танеева


Интересен репертуар учеников Танеева. Список сочинений, с которыми выступали ученики танеевского фортепианного класса (Все дальнейшие материалы программ ученических вечеров взяты из: ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, №№ 3, 42, 56, 65, 70, 77, 80, 87, 91): Бах, Хроматическая фантазия и фуга; Прелюдии и фуга «W. K.» C-dur, c-moll, B-dur, f-moll, g-moll (том не установлен). Бах — Лист. Органные прелюдии и фуги C-dur, e-moll, a-moll. Гендель. Прелюдия и фуга; сюита f-moll. Моцарт. Фантазия c-moll. Бетховен. Концерты №4 G-dur и №5 Es-dur; Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80; сонаты op. 10, № 1 и 3; op.27, № 7; op.28;Op.31 №2; op. 53; op.56; op.57; op. 101; op.111. Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром; фуги e-moll, h-moll. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром; соната g-moll; Фантазия C-dur; Симфонические этюды; «Крейслериана»; Юмореска; Новеллетты; экспромт С-dur; Интермеццо для двух фортепиано. Шопен Соната b-moll; Фантазия f-moll; скерцо E-dur; экспромт; этюды C-dur, c-moll, F-dur ( op. не установлен). Лист. «Мефисто-вальс», «Пляска смерти». Вебер — Лист. Увертюра «Фрейшютц». Верди — Лист Фантазия «Риголетто». Брамс. Концерт d-moll. Сен-Санс. Прелюдия и фуга. Вариации для двух фортепиано. Рафф. Фантазия для двух фортепиано. А. Рубинштейн. Концерты №1 и 4. Этюд. Чайковский. Концерты №1 и 2. Концертная фантазия op. 56. Вариации F-dur.

Если сравнивать с методическим репертуаром не только предшествующих лет (1860-1870-х), но и с репертуаром учеников других профессоров, работавших одновременно с Танеевым, можно увидеть огромную прогрессивность Танеева. В приведённом выше списке отсутствуют малохудожественные «инструктивные» пьесы второстепенных авторов, нет в нём и виртуозно-салонных произведений. Танеев обращался прежде всего к музыке гениальных композиторов XIX века: Бетховена, Шумана, Шопена, — к произведениям редко исполняемым или несправедливо забытым и, главное, к сочинениям современных отечественных авторов. В классе Танеева впервые так много играли крупные сочинения Бетховена. Каждый ученик непременно проходил один из концертов и две-три сонаты среднего и позднего периода. Большое место занимали полифонические сочинения¸ причём между «традиционных» клавирных и органных сочинений Баха мы встречаем здесь прелюдии и фуги Генделя, Мендельсона и Сен-Санса.

И, наконец, важно что в программы его учеников прочно вошли произведения Чайковского. Как известно, Танеев был первым и лучшим исполнителем почти всех крупных произведений Чайковского, большинства пьес для фортепиано соло и двух фортепиано (в ансамбле с А. И. Зилоти и П. А. Пабстом) Аренского (вторая сюита А. С. Аренского «Силуэты» посвящена С. И. Танееву и А. И. Зилоти). Многие из пьес, исполнявшихся Танеевым в течение многих лет, были пройдены им в классе Н. Г. Рубинштейна. Одновременно с воспитанниками Танеева, ученики Нейтцля, Пабста, позднее Сафонова играли много пьес Мошелеса, Гуммеля, Литольфа, Тальберга, фантазии и парафразы, не обладающие серьёзными музыкальными достоинствами. В начале 1880-х годов С. И. Танеев сыграл важную роль в том, чтобы сочинения русских композиторов всё шире проникали в репертуар учащихся-пианистов.

Занятия Сергея Ивановича в фортепианном классе были тесно связаны с его артистической деятельностью пианиста — солиста и ансамблиста. Танеев усиленно занимался фортепианной игрой в начале 1880-х годов прежде всего учитывая свои педагогические задачи: «…приходится по двадцать раз повторять какой-нибудь пассаж из листовской пьесы, чтобы сообщить ему элегантность и лёгкость, требуемую от фортепианного виртуоза. Боже, думал ли я когда-нибудь, что мне придётся этим заниматься! Между тем, это необходимо ввиду моих будущих обязанностей» (Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма, с. 68).

В педагогических целях Танеев в эти годы использовал артистический опыт других музыкантов. «С тех пор, как меня обратили в фортепианного учителя, — сообщает Танеев Чайковскому весной 1883 года, — я стараюсь не упускать случая слышать Антона Григорьевича Рубинштейна и извлекаю из наблюдения за его игрой много для себя поучительного» (Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма, с. 98).

В методах работы Танеева с учениками нашли отражение принципы и приёмы, которые были выработаны им в процессе собственной исполнительской практики.

Как для его выдающегося учителя, так и для Сергея Ивановича был характерен аналитический подход к исполняемым произведениям. Несомненно, что исследование Танеевым — теоретиком проблем формы, гармонического языка, полифонического мастерства определяло стилистическую законченность игры Танеева — пианиста, способствовало раскрытию им важнейших закономерностей и творчества композитора в целом.

Продолжение: Сергей Иванович Танеев. Глава II. Танеев — преподаватель Консерватории (1878-1905). Часть III. Занятия в классе Танеева. Сходства в учебной работе Рубинштейна и Танеева



Look at other articles at this section: