Сергей Иванович Танеев. Глава I. Танеев — пианист. Часть VII. Характерные особенности техники Танеева


Характерные особенности техники Танеева сложились в 70-е годы, когда он стремился накопить большой и разнообразный репертуар с тем, чтобы заняться интенсивной концертной деятельностью. Молодой Танеев ежедневно по многу часов работал над этюдами и упражнениями. Он изучал этюды Бертини, «Упражнения А. Рубинштейна для ф-но» А. Виллуана, этюды op. 46 Геллера, этюды op.29 Гермера, октавные и трельные этюды Даринга, этюды Хризандера, Gradus ad Parnassum Клементи, школу legato и Taglihe Studien Черни, упражнения «Фортепианной школы» Римана и др.

Этюдная литература не полностью удовлетворяла Танеева и он стал создавать собственные упражнения на различные виды техники.

О характере этих упражнений можно судить по упражнениям для растяжения пальцев и преодоления трудностей игры больших арпеджио (С. Евсеев. Воспоминания о С. И. Танееве. Рукопись. ГЦММК), сохранившимся в записи ученика С. Танеева, впоследствии профессора Московской Консерватории С. Евсеева (С. Евсеев. Воспоминания о С. И. Танееве. Рукопись. ГЦММК). Путём особого усложнения трезвучий и их обращений Танеев превратил трёхзвучные аккорды в четырёхзвучные самых разнородных типов. В результате арпеджио оказались лишь частью новых аккордов, которых от каждого звука можно было построить примерно сто. Новые аккорды строились на всех двенадцати полутонах и обязательно игрались с аппликатурой, условно установленной для до мажора. Как вариант использовалась аппликатура без большого пальца на чёрных клавишах, а также листовская аппликатуры (пятый палец вместо четвёртого). Упражнения можно было играть в противоположном движении, с динамическими оттенками, с акцентировкой на разных пальцах и в различных ритмических вариантах (триолями, квинтолями и т. д.).

Таким образом, лаконичные технические формулы Танеева позволяли пианисту разрешить комплекс технических задач, в данном случае, изучить все виды арпеджио, многие формы пассажей и увеличить степень растяжения пальцев.

Так же он нередко использовал метод «уменьшения трудности». Определив удобную аппликатуру, Танеев затем в упражнениях вычленяет отдельные группы звуков. Он играет сначала только верхние звуки терцовой последовательности, потом — только нижние; он разучивает затем нижний голос с отдельными звуками верхнего, потом верхний голос — с отдельными звуками нижнего.

Вполне законченных характер техника Танеева приобрела в 90-е годы XIX столетия, когда он вступил в период творческой зрелости. Репертуар Танеева определил и характер техники. В эти годы он много работал над монументальными концертными формами, основанными преимущественно на крупной технике. Музыка Чайковского, Бетховена, Танеева не допускала «щеголяния бисерной игрой». Хотя сам Танеев обращал внимание учеников на этот способ исполнения, но ему самому он не был свойственен. На эстраде он чаще поражал беглостью, чистотой и точностью в двойных нотах, октавах и, особенно, в сменах аккордов.

Танеев широко использовал движение всей руки и гораздо меньше внимания уделял пальцевым движениям. Он играл «собранной» рукой, Пясть у него складывалась, как отмечали современники, в узкую трубочку и раскрывалась подобно широкому вееру. Это приём имел большое значение для звукоизвлечения, особенно в аккордах, которые у Танеева поражали необыкновенной полнотой звука и ровностью удара всех пальцев.

Разъясняя сущность этого приёма, Сафонов писал в «Новой формуле»: «Аккорд должен таиться в мягко сжатой руке, раскрывающейся при падении сверху в требуемую позицию любого обращения трезвучия или септаккорда в самый момент падения кисти на клавиши. Иначе сказать, аккорд должен быть готов в представлении учащегося уже перед раскрытием руки» (В. Сафонов. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. М., 1916, стр. 22).

К сожалению, многие другие ценные технические приёмы Танеева в своё время не были зафиксированы. Но общие принципы его техники, в частности координация движения «крупных» и «мелких» мышц, принцип «собранной» руки и другие, просто вошли в жизнь и были развиты в дальнейшем в исполнительской и педагогической практике Игумнова, Николаева, Гольденвейзера.

Продолжение: Сергей Иванович Танеев. Глава I. Танеев — пианист. Часть VIII. Репертуар. Значение исполнительского искусства Танеева



Look at other articles at this section: